Предлагаем почитать

Шолохов, М. Тихий Дон : роман в 4-х книгах / Михаил Шолохов. – Минск : ООО “Сэр-Вит”, 1997-1998. – Кн. 1–4. – (Школьная библиотека).
«Тихий Дон» — роман-эпопея в четырёх томах, написанный Михаилом Шолоховым (1905-1940). Тома 1—3-й написаны с 1925 по 1932 год, опубликованы в журнале «Октябрь» в 1928—1932 годах. Том 4-й был написан в 1932 году, закончен в 1940 году, опубликован в журнале «Новый мир» в 1937—1940 года.
Это одно из наиболее значимых произведений мировой русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России.
Роман переведён на множество иностранных языков, английский перевод появился уже в 1934 году. За этот роман в 1965 году Михаилу Александровичу Шолохову — третьему из пяти русских писателей была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой: «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
Роман четыре раза экранизировался (1930, 1958, 2006, 2015).
Уже с начальной публикации первого тома большинство критиков отметили высокий художественный уровень книги, способность к обобщению и тонкую наблюдательность автора. Роман получил блестящие отзывы от корифеев советской литературы Александра Серафимовича и Максима Горького.
Было и противоположное мнение: что это не цельный роман, а набор эпизодов (Грэм Грин). Однако это мнение растворялось в огромном потоке положительных отзывов литературных критиков и читателей. Бертольт Брехт подчёркивал своё восхищение Шолоховым.
Книгу высоко оценила как советская читающая общественность, так и часть зарубежной, эмигрантской читательской аудитории.
Кроме всего вышесказанного, «Тихий Дон» – это увлекательная «семейная сага» о любви, ненависти и предательстве. Книга, о которой говорят и спорят по сей день!
Шолохов, М. Поднятая целина : роман в 2-х книгах / Михаил Шолохов. – Минск : Народная асвета, 1978. – 544 с.
«Поднятая целина» — роман М. А. Шолохова. Первый том опубликован в 1932 году, второй — в 1959 году. Произведение посвящено коллективизации на Дону и движению «25-тысячников».
М. А. Шолохов: «Я писал «Поднятую целину» по горячим следам событий, в 1930 году, когда ещё были свежи воспоминания о событиях, происходивших в деревне и коренным образом перевернувших её: ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы».
События романа разворачиваются на Дону в разгар коллективизации, в 1930 году. На хутор Гремячий Лог по заданию партии приезжает коммунист, двадцатипятитысячник, бывший моряк и рабочий Путиловского завода, Семён Давыдов. Он знакомится с руководителем местной партийной ячейки Макаром Нагульновым и председателем гремяченского сельсовета Андреем Размётновым. Вместе им меньше чем за год удаётся организовать Гремяченский колхоз, преодолевая недоверие «середняков», борясь с вредительством и бесхозяйственностью.
«Пласты жизни схвачены писателем глубоко. Любимые и враждебные объекты освещены равномерным светом знания, — чему погибать, чему расти». – Л. Сейфуллина.
Шолохов, М. Донские рассказы / Михаил Шолохов .– 3-е изд. – М. : Молодая гвардия, 1977. – 256 с. : ил.
«Донские рассказы» — цикл рассказов Михаила Шолохова, написанный в первой половине — середине 1920-х годов. Главная тема этих произведений — гражданская война на Дону.
Особенности авторской позиции в «Донских рассказах» выделяют сборник из общей массы произведений других советских авторов на эту тему. Шолохов отходит от традиционного описания батальных событий: в сюжетах не показаны боевые подвиги, торжество побед и горечь поражений. Описания событий гражданской войны в «Донских рассказах» грубо-натуралистические и откровенные, в центре повествования почти всегда человек, остервеневший от горя, измученный войной, воспринимающий насильственную смерть, как естественный процесс.
Герои рассказов прошли испытания войной, голодом, семейным расколом, страданиями, смертью близких. В судьбе героев рассказа «Родинка» показана самая трагическая сторона братоубийственной войны. Акцент с классового вопроса на нравственные ценности переносится и в рассказе «Жеребенок». Шолохов показал, как гражданская война порождает процесс расчеловечивания людей, которые забывают о христианских и общечеловеческих морально-этических нормах. В рассказе «Чужая кровь» у старика Гаврилы и его жены погиб на войне сын, белый казак, и потому они ненавидели красных. Но из сострадания старики выходили раненого красноармейца Николая, служившего в продотряде, которого случайно Гаврила обнаружил на гумне.
В «Донских рассказах» проявилось новаторство Шолохова. Двадцатилетний писатель достоверно передал дух времени гражданской войны, остроту классовой борьбы, драматизм коренной ломки привычного уклада жизни, зарождение новых черт в характерах людей. Рассказам присущ художественный документализм, многие герои имели прототипов, в основу сюжетов легли реальные истории из жизни земляков Шолохова. Поэтому «Донские рассказы» и сегодня остаются для читателя правдивым историческим источником и волнующим душу литературным произведением.
Шолохов, М. Судьба человека : рассказ ; Они сражались за Родину : главы из романа / Михаил Шолохов .– М. : Детская литература, 1978. – 176 с. : ил.
«Судьба человека» — рассказ советского писателя Михаила Шолохова. Написан в 1956 году. Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю.
С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в нацистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Он сразу же возвращается на фронт, будучи не в силах больше находиться в родном городе. Из родных у него остался только молодой сын, ставший офицером. В день победы Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. После войны одинокий Андрей Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать погибла во время бомбардировки, а отец убит на фронте. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди?
«Они сражались за Родину» — роман Михаила Шолохова о Великой Отечественной войне. Работа над романом велась в три этапа: в 1942—1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти писатель сжёг рукопись романа. В печать вышли только отдельные главы произведения.
Текст романа воссоздаёт один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны — отступление советских войск на Дону летом 1942 года. Михаил Шолохов одним из первых советских писателей открыто писал о трудностях, серьезных ошибках командования, приводящих к хаосу, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок, хотя «сильных рук» тогда хватало — не хватало сильных и умных. И поэтому не «хлебом — солью» встречают у Шолохова отступающие части жители донских станиц, а бросают в лицо измученным солдатам гневные, но несправедливые упреки.

Хейли, А. Аэропорт : [роман] / Артур Хейли; пер. с англ. Т. Кудрявцевой, Т. Озерской. – М. : Правда, 1990. – 464 с.
«Аэропорт» (англ. Airport) — роман англо-канадского писателя Артура Хейли, повествующий о жизни и работе крупного городского аэропорта и о людях, использующих его, зависящих от него и страдающих от него. Роман был опубликован в 1968 году.
Действие романа происходит в вымышленном Международном аэропорту имени Линкольна в пятницу вечером, с 18:30 до 01:30, в один из январских дней 1967 года. Аэропорт имени Линкольна отдалённо схож с реальным Международным аэропортом О’Хара в Чикаго.
На аэропорт имени Линкольна обрушился снежный буран и из-за этого администрация аэропорта, наземные службы и лётный персонал вынуждены работать в условиях запредельных нагрузок, чтобы аэропорт продолжал функционировать.
Основной сюжет завязан на Мэле Бейкерсфелде, главном управляющем аэропорта. На него обрушивается множество проблем — начиная с пропавшего пикапа с едой для пассажиров рейса авиакомпании United Airlines; продолжая авиалайнером Boeing 707, перегородившим взлётную полосу и застрявшим в снегу; и заканчивая семейными неурядицами.
Вторая сюжетная линия повествует о подготовке, полёте и трагическом происшествии на борту авиалайнера Boeing 707-320B авиакомпании «Транс-Америка», летящего в Рим, а также его относительно благополучной аварийной посадке, не закончившейся катастрофой благодаря героическим действиям экипажа и чёткой и слаженной работе наземных служб.
Третья сюжетная линия разворачивается вокруг авиадиспетчера Кейза Бейкерсфелда и его душевных переживаний после столкновения самолётов в воздухе. Автор – прекрасный знаток человеческой психологии. Очень тонко описаны герои, их мысли и поступки.
Роман держит читателя в напряжении до конца сюжета. Его можно читать и как энциклопедию о жизни аэропорта, и как роман о любви, и как детектив
Хейли, А. Менялы : [роман] / Артур Хейли; пер. с англ. Т. Ильиной. – Алма-Ата : Кайнар, 1993. – 288 с.
«Менялы» (англ. The Moneychangers) — роман 1975 года американского писателя Артура Хейли. Роман повествует о работе американского банка. По сути, это производственный роман, как и большинство произведений Хейли, которые стали бестселлерами.
В романе Хейли упоминаются банкоматы, патент на технологию которых был оформлен в США в 1974 году. Писатель почерпнул идею с банкоматом из статьи в журнале New York Times о Доне Ветцеле, которому однажды пришлось долго ждать ответа от кассира в банке г. Даллас, штат Техас.
Действие романа происходит в XX веке в США.
Глава Первого торгового банка Бен Роселли из-за болезни уходит в отставку, а затем умирает. Совет директоров, оказавшись не в силах сделать выбор между двумя кандидатами на пост президента Роско Хейвордом и Алексом Вандервортом, назначает временную кандидатуру. Хейворд призывает к экономии и сокращению поддержки благотворительных проектов, в то время как более молодой Вандерворт выступает за широкую работу с населением, поддержку сравнительно малодоходных социальных проектов (например, строительство жилого района Форум-ист с недорогими квартирами), программу долгосрочных вкладов. Однако большинство его проектов идут под нож сокращений, поскольку совет решил (в обход законов и банковских правил) дать огромную ссуду конгломерату Supranational Corporation (SuNatCo).
Глава конгломерата Большой Джордж Куотермейн приглашает Хейворда в свой личный гольф-клуб на Багамах и принимает его в совет директоров SuNatCo. Жители Форум-иста, недовольные грядущим прекращением строительства, под руководством подруги Вандерворта, активистки Марго Брэкен, устраивают мирную забастовку, парализуя деятельность центрального отделения банка. Руководству приходится идти на попятный, члены совета обвиняют в происшедшем Вандерворта…
Хейли, А. Окончательный диагноз. Отель : [романы] : пер. с англ. / Артур Хейли. – Минск : Вышэйшая школа, 1990. – 590 с.
«Окончательный диагноз» (англ. The Final Diagnosis) — производственный роман—бестселлер 1959 года американского писателя Артура Хейли. Действие происходит в середине двадцатого века в США в Пенсильвании в городе Берлингтон.
Джо Пирсону 66 лет, он главный патологоанатом в больнице Трёх Графств. Десять лет назад умерла его жена. С тех пор он перестал следить за своей внешностью и был похож скорее на бродягу, чем на руководителя отделения в больнице. Впрочем, Пирсон был одним из самых опытных специалистов. Кент О’Доннел — главный хирург больницы, ему сорок с лишним лет. Он сохранил спортивную фигуру, и, хотя не был особенно красив, его мужественное лицо привлекало внимание женщин.
Некогда больница Трёх Графств была добротной клиникой, но со временем стали появляться признаки изношенности и упадка. Кент О’Доннел пришёл в больницу именно для того, чтобы возродить её былую славу. Однако старые врачи, проработавшие здесь много лет, противятся нововведениям…
В романе Хейли есть и несколько любовных линий. Одна из них связана с судьбой молоденькой медсестры-практикантки Вивьен. Доктор Майкл Седдонс предлагает Вивьен выйти за него замуж. Но некоторое время спустя, после того как ей диагностировали костную саркому и ампутировали ногу, Седдонс расстаётся с Вивьен, полагая, что та будет для него обузой. Другая любовная линия — непростые обстоятельства личной жизни главного хирурга Кента О’Доннела.
Таким образом, окончательный диагноз больнице Трёх Графств и работающим в ней персонажам ставит правда жизни, которая в романе, безусловно, присутствует.
«Отель» (англ. Hotel) — роман—бестселлер, производственный роман, как и все романы Хейли. Всё действие романа происходит в течение пяти дней — с понедельника по пятницу; главы произведения названы по дням недели. «Отель» — это своеобразный «кусок» жизни, подобный тому, чем оказываются в других романах Хейли больница, аэропорт, электростанция… На этот раз Хейли повествует о буднях большого отеля — о том, чем занимаются служащие отеля и что они думают о своей работе.

Караткевіч, У. Хрыстос прызямліўся ў Гародні (Евангелле ад Іуды) : раман / Уладзімір Караткевіч. – Мінск : Беллітфонд, 2000. – 496 с. – (Беларускі гістарычны раман).
Раман прысвечаны падзеям беларускай гісторыі XVI стагоддзя. Да напісання рамана Караткевіча заахвоціла змешчаная ў «Хроніцы Белай Русі» Мацея Стрыйкоўскага згадка пра з’яўленне на Гродзеншчыне за каралём Жыгімонтам І самазванца, што «сабе прыпісаў і прыўлашчыў» Хрыстова імя, «шалбера па імю Якуб Мялшцінскі». Гэта раман-прытча, філасофскі роздум пра чалавечае прызначэнне.
Як вынікае з эпіграфа, запісу з «Хронікі…» Стрыйкоўскага, падзеі, што апісваюцца ў рамане, маюць адбывацца на пачатку XVI ст., у гады праўлення Жыгімонта I Старога (1506—1548). Многія ж факты, прыведзеныя ў творы, сведчаць, што дзеянне адбываецца ў 20-30-я гг. XVI ст.: згадваецца Бона Сфорца, адзін з герояў рамана кардынал Лотр гаворыць пра выдадзеную Францішкам Скарынам Біблію і пра тое, што «вось трыццацёх год не мінула, як Калумб адкрыў Індыю» і інш.
Гэта раман пра лёс прадстаўнікоў самых розных класаў і праслоек. Пераважная большасць герояў народжаны фантазіяй пісьменніка. Выключэнне складае Кашпар Бекеш (1520—1579), беларускі мысліцель-антытрынітарый. У цэнтры — вобраз Хрыста — Юрася Братчыка, які звязвае ў адно цэлае ўсе сюжэтна-кампазіцыйныя лініі твора і вакол якога разгортваецца асноўнае дзеянне.
Вайнер, А., Вайнер Г. Эра милосердия : роман / Братья Вайнеры. – Минск : Юнацтва, 1987. – 398 с. : ил. – (Библиотека приключений и фантастики).
«Эра милосердия» — детективный роман братьев Вайнеров о борьбе московской милиции и прокуратуры с уголовными элементами, расплодившимися во время войны и послевоенной разрухи. В основу произведения легла реальная история банды Ивана Митина из Красногорска в художественной переработке авторов.
Действие происходит в августе—ноябре 1945 года в Москве. Великая Отечественная война окончена. Владимир Шарапов, фронтовик, от имени которого написан роман, направлен для прохождения дальнейшей службы в милицию. Хотя Шарапов опытный разведчик, его юридические знания невелики. Поэтому его для учёбы и стажировки назначают в одну из оперативных групп Московского уголовного розыска (МУР). Эта группа возглавляется Глебом Жегловым и входит в отдел по борьбе с бандитизмом (ОББ).
Группа Жеглова должна ликвидировать банду «Чёрная кошка». Банду так называют потому, что после каждого дела они оставляют на месте преступления либо живого чёрного котёнка, либо рисунок кошки. Эта банда раньше грабила граждан, но с некоторого времени переключилась на другой «род деятельности» — теперь бандиты «работают» по-крупному и грабят продуктовые магазины.
Одновременно Жеглову досталось дело об убийстве гражданки Груздевой, поскольку на следующий день после её убийства, 21 сентября 1945 года, они с группой дежурили по городу и первыми прибыли по вызову на место происшествия.
Сам Жеглов отрицательно относится к тому, что ему и его людям приходится заниматься расследованием разнообразных преступлений не по направлению основной работы. Однако он с азартом берётся за работу, полагая при этом, что дело плёвое. Впоследствии для разыскников становится очевидным, что расследуемое дело об убийстве и дело банды «Чёрная кошка» каким-то образом связаны между собой. Как именно — это им предстоит выяснить, чтобы распутать оба дела.
Стругацкий, А., Стругацкий Б. Трудно быть Богом : романы, повесть / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. – Минск : Вышэйшая школа, 1997. – 653 с. – (Школьная библиотека).
«Трудно быть Богом» – социально-фантастическая повесть Аркадия и Бориса Стругацких. Написана в 1963 году.
Посланцы земного Института экспериментальной истории оказались на планете, развитие которой входит в противоречие с идеями равенства, добра и справедливости. Кроме того, общество этой планеты развивается в сторону фашизма. Землянин Антон, который предстаёт перед аборигенами в образе благородного дона Руматы Эсторского, не имеет, как и все сотрудники Института, права напрямую вмешиваться в ход развития цивилизации на планете — в данном случае в королевстве Арканарском. Однако Антон по мере сил пытается помешать творящейся вокруг несправедливости; вдобавок он связался с местной девушкой Кирой — его возлюбленной, что мешает Румате действовать объективно, с отстранённостью учёного, хотя его готовили именно к этому. Под влиянием окружения Антон-Румата всё больше сливается со своей ролью. В финале, когда его возлюбленную убили, Румата становится самим собой, неистовым и непоколебимым арканарским доном, «который на собственном примере показывает этому жестокому миру, что из сложившейся ситуации есть лишь один выход и это вовсе не земная этика, а борьба, пусть и заранее обречённая.
Ремарк, Э.М. На Западном фронте без перемен : [роман] / Эрих Мария Ремарк; пер. с нем. Ю. Афонькина. – М. : АСТ : Астрель, 2012. – 317 с. – (Зарубежная классика).
Этот роман – попытка автора рассказать о поколении, которое погубила Первая мировая война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов. Название романа — несколько изменённая формулировка из немецких сводок о ходе военных действий на Западном фронте.
Ремарк описывает события войны от лица простого солдата Пауля Боймера. Автор делает похожими на Боймера и других персонажей, отмечая их одинаковый возраст, взгляды и т. п. По его собственному выражению, «таким образом он говорил от лица целого поколения».
Действие романа происходит в 1914—1918 годах. Положение Германии безнадёжно. Американские, английские и французские полки наступают. Друзья главного героя погибают или становятся инвалидами. Мюллер был убит осветительной ракетой, угодившей ему в живот. Кат получает ранение в голень. Пауль на спине выносит товарища из-под обстрела, но в лазарете выясняется, что по дороге Кат был смертельно ранен в голову осколком снаряда. Из одноклассников, ушедших на войну, в живых пока остался только Пауль. Все говорят о скором перемирии. В последнем абзаце романа безэмоционально сообщается, что Пауля убили в октябре 1918 года. Тогда было тихо и военные сводки были кратки: «На Западном фронте без перемен».
Описывая ужасы войны, роман Ремарка стоит в остром противоречии с правоконсервативной военной литературой, которая, старалась оправдать проигранную Германией войну и героизировать её солдат. «На Западном фронте без перемен» — одна из ярких антивоенных книг и классика мировой литературы.
Лондон, Дж. Сердца трех : роман ; Рассказы Южных морей / Джек Лондон; пер. с англ. Т. Кудрявцевой. – М. : АСТ, 2002. – 345 с. – (Мировая классика).
«Сердца трёх» — роман, написанный американским писателем Джеком Лондоном незадолго до его смерти. Роман начинается с предисловия, в котором Джек Лондон пишет, что «Сердца трёх» представляет собой новое направление в его творчестве. Этот роман — юбилейная работа Лондона, его пятидесятая книга.
Богатый нью-йоркский наследник и, как предполагается, дальний потомок пирата Генри Моргана Фрэнсис получает в подарок карту, на которой отмечено место нахождения сокровищ его предка. Оставив беззаботную жизнь биржевого магната молодой человек отправляется в путешествие, не зная, что карта является фальшивкой и способом убрать его подальше от контроля своей финансовой империи для того, чтобы давний враг его отца, воротила Риган, сумел подорвать благосостояние нью-йоркских Морганов. По прибытии к месту назначения он знакомится со своим дальним родственником — англичанином Генри Морганом. Начав с перестрелки, молодые люди становятся друзьями и компаньонами в поиске сокровищ, а также соперниками за сердце красавицы Леонсии Солано. Их ждут опасные приключения, столкновение с местной коррумпированной полицией, побег в горы, встреча со Слепым судьёй, проникновение в Долину Затерянных Душ, знакомство с прекрасной и опасной прорицательницей, Той, Что Грезит, слепая дуэль, перестрелки, предательство, финансовый крах и неожиданное спасение.